Здравствуйте, вот по Крымским Татарам (на сколько достоверно не знаю) инф. из сети:
http://www.zooeco.com/0-kr/0-kr2-01.html
Конь (лошадь)
В тюркской мифологии коню принадлежит особое место, объясняющееся его ролью в образе жизни древних тюрок. Из всех животных предпочтение у них отдавалось коню. Его одухотворяли. Нет чище существа на Земле, чем конь, нет величественнее. В тюркском языке насчитывается сорок эпитетов, обозначающих только масть коня. Конь целиком вошел в плоть и кровь тюрок и отплатил им взаимностью - вывел в степь, открыл ее чарующие просторы. Собственно, вся жизнь степняка, по крайней мере с "гуннских" времен, проходила на коне или рядом с ним. Кипчак первым понял, что, оседлав коня, он лучше увидит мир. Поэтому "оседлать коня" есть первое священное желание тюрка (Мурад Аджи, с.181-182). В мифопоэтических представлениях тюрок конь иногда символизирует мерное движение Солнца или само Солнце, кобылица - источник жизни. В некоторых источниках указывается, что конь символизирует Тенгри. На коне передвигаются (по небу или из одной стихии или мира в другой) боги и герои. Образ коня (лошади) кодирует также соответствующий год в 12-летнем цикле. 10 животных (баран, ослица, чибис, кит, конь, вол, голубь, верблюд, собака, муравей) и соответственно их хозяев мусульмане связывают с небом. Конь связан с ним посредством своей принадлежности пророку Мухаммеду. Тюркское представление о женском божестве на коне сказалось в греческих преданиях об амазонках.
Волк
"Под голубыми знаменами с золотой головой волка жили и совершали великие походы древние тюрки" (А. Токтабай).
Верования, связанные с волком в мифологических текстах, легендах и дестанах, делятся на три части: он символизирует основателя рода, вождя и предводителя боевой дружины, спасителя. В этих повествованиях волк появляется в наиболее судьбоносные для тюрок исторические моменты. Согласно мифу, когда тюркский род находился на грани вымирания, волк стоял у истоков возрождения рода: враги истребили всех тюрок, кроме изуродованного ими десятилетнего мальчика, которого выкормила волчица, ставшая позднее его женой.
Скрываясь от врагов (убивших все-таки юношу), волчица бежит в горы. Там в пещере она рождает десятерых сыновей. Сыновья волчицы женятся на женщинах из племени горцев и основывают свои роды. Имя одного из сыновей - Ашины - стало названием его рода. Впоследствии число родов увеличилось и Ашина стал вождем племени. Оно стало называться тюрк. Во втором варианте мифа упомянуты другие потомки волчицы и среди них племя белого лебедя и племя кыргыз.
Существует также миф, который называет в качестве родоначальников племени волка и гуннскую царевну.
Волк являлся посланником Великого Тенгри, а также воителем и вождем, которые выводили тюрок на путь боевых побед в сражениях за свою свободу и родину.
Авторы древних китайских рукописей считали понятия "тюркский хан" и "волк" синонимами, видимо, опираясь на воззрения самих тюркских ханов. Китайцы действительно смотрели на тюрок как на волков. За тысячелетнюю тюрко-китайскую историю, даже после того, как они добились победы над тюрками, китайцы не смогли покорить их: волки не поддаются дрессировке. Волки дорожат свободой и этим выделяются среди всех других зверей. "Они отличаются по психологии от своих родичей - служилых собак и подлых шакалов. Их отличает ум, смелость, решительность, самоотверженность, преданность другу, лидерство среди зверей" (Р. Безертинов, с.69).