Тема: О топонимах Крыма гипотезы и историческая психология.
Вот писал ответ в теме Депортация ,нажал отправить и вдруг оказалось что тема закрыта ,я скопировал текст и перенёс сюда в новую тему. То есть это не отправленное сообщение "туда" ,но я столько писал что стало жалко ,потому создал новую тему для общения тем кому интересно.
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
А большинство моих родственников "ушедших" поколений на крымско-татарском чисто разговаривали ,а я вот не знаю ,специально учить по словарю времени нету ,а окружение не татарское.
-Но я всё таки на некотором уровне нечто не из книжек знаю. В данном посте напишу что я думаю по поводу некоторых топонимов и понятий ,интересно ,что ув. Сервер по этому поводу думает ,ну и для остальных экскурс ,повод призадуматься что когда то на этой земле обитали иначе воспринимающие жизнь люди. Речь собственно о психо-энергетических моментах прошлых веков.
1) В топонимах часто встречается слово "Хыр" ,такое слово может и есть ,но я считаю что его нивелировали даже туда где есть слово "Кырк"-сорок ,например я не верю что Хыр-алан именно так и называется ,ведь по хребту идёт цепочка полян... А 40 в византино-тюркском средневековье было числом нарицательным ,бытовали такие выражения как 40 крепостей и т.д. Вот и Хыр-алан изначально возможно был Кырк-алан ,сорок полян.... Позже возможно родственная языковая группа изменила ,носители тюркизмов то тоже не однородны.
2)В Зуйских лесах есть интересное место "Дорт леме" ,перевод как я понимаю "четыре хромых" ,я в нём не был ,проходил с краю ,но по вики мапии там четыре равнозначные крутостенные балки... Когда нибудь надеюсь посетить. Я к тому что название вроде закономерное.
3)Гора Таз-тау (там где пародром) ,переводится как "Лысое нагорье" Тау это понятие некоторой выделяющейся горной массы ,но без явной лидирующей вершины. Так вот ,если смотреть из долины (где в округе обитало большинство населения) ,то Таз тау явно не лысая ,а скорее волосатая ,поросшая лесом (а лес там на северном склоне всегда был)... Но если смотреть с нижнего плато северной части Чатыр дага то от туда как раз она выглядит как стариковская лысина ,один в один. Получается что приоритет в названии такой горы среди долины имело не большинство живущее в низу(смотревшие на Таз-тау с низу) , а то меньшинство которое смотрело на Таз-тау с верху... Лично для меня данный момент имеет некое скрытое от большинства значение.
4) По поводу переводов знаменитых пещер Эмине Баир Коба и Эмине Баир Хосар.... Как их только не переводят сейчас ,основная версия это пещера у дуба и т.д. (это про Баир Хосар) ,а Эмине Баир Коба ,тоже у дуба(типа эмин-дуб)? Явно нет!
-Но хочу обратить внимание что во первых это две крупных пещеры в северной части плато ,во вторых ,в обоих есть крупные массы конденсатной воды(а я был и там и там ,до того как их оборудовали)!!! Для безводной крымской яйлы на которой паслись не только наши "долинские" овцы и др. ,так ведь на яйлы даже с Молдавии и Румынии пригоняли. Вдумайтесь теперь какое это богатство... Но до этого богатства ещё надо добраться! Отдельно о "добраться" под вехним плато есть парам колодцев где снег и лёд есть летом ,так у местных жителей там для хранения продуктов стояли связанные брёвна (и лисы не залезут) ,то есть у тех кто жил на верху были свои наработки общения с пещерами без современной спелео техники потому преодолеть вертикальный 16 метровый колодец Эмине Баир Хосар при желании можно без проблем ,но вот только труд и время и людей убедить за это взяться....! (всего навсего) К стати Эмине это кроме того женское имя.
--- В общем я это вижу так ,Эмине Баир Коба наиболее доступна ,но там нужен факел для длинного извилистого хода и залезть потом в верх на 2-3 метра... Там два конденсатных озера с несколькими кубами воды ,нужны черпалки ,бурдюки... Но допустим на переполненном овцами нижнем плато возникла критическая ситуация. Если в Хабази умудрялись спускаться ,то чего бы не слазить на 16 м в Баир Хосар? Но там ешё окно в верх(я про верхний Баир)... ,то есть два дополнительных ствола дерева и озеро (!) ,где по меркам яйлы воды немеряно... Я над этим всем не один год думал ,есть ещё масса нюансов ,но если коротко то была (ИМХО) какая то Эмине которая "нажала" на свою общину ,заставила или настояла что бы было сделано то во что не все верили и не ошиблась ,всех выручила или даже спасла....
5) О собственно слове Баир... Я это понимаю как главарь или хозяин. Например прилепить это слово в топонимах можно к чему угодно ,но если это происходит то получается что этот объект в чём то (на уровне ближайшей округи) очень значим ,к незначимому это слово как я наблюдаю никогда не приставляли. Если гора "что то там-Баир" ,значит она в округе очень важная ,если лощина или даже озеро с этой приставкой значит подчёркивается особая важность.
6)На последок прикол (устал писать). Общался я как то с одним кырымлы по имени Искендер ,он в 90-ом году только приехал в Крым и ещё тут нифига не знал... даже простого. Так вот ,заведомо зная перевод слова Демирджи ,я у него спросил ,что это? Ответ последовал чёткий . "Жестянщик"!! Ну да ,железо-демир... Далее например ,нож-пычакъ ,мясник соответственно "пычаклы" (дословно "ножевой" типа руль-рулевой ) ,топор-балтА ,дровосек соответственно балтаджы (топорный ,то есть на топоре работающий) , суп-шорба ,повар соответственно шорбаджы.... Логику улавливаете? Это современный человек знающий свой язык ,на тот момент не более...
Если приколы интересны то продолжу ,есть ещё причина про Эмине Баир почему я уверен в своей версии... Ну и некоторые слова в топонимах для нас привычные но вот правильно ли они нами воспринимаемые?