Интересная статья по теме.
ссылка http://nasledie.dubna.ru/item.asp?idcat … ditem=1197
Текст:
"Свинцовые пломбы домонгольского времени представляют собой важный источник изучения истории древнерусского городка Дубны, располагавшегося в XII – первой трети XIII вв. на территории современного города Дубны Московской области, при впадении реки Дубны в Волгу.
Согласно основным современным гипотезам об особенностях использования таких пломб на Руси, ими запечатывали тюки с товарами, подтверждая их неприкосновенность. Также, вероятно, пломбы использовались и в качестве свидетельств таможенной оплаты, знаков производства, удостоверения денежной роли шкурок пушных зверей. Некоторые пломбы, судя по всему, крепились на письменные документы, и выполняли роль небольших вислых печатей.
Древнерусская Дубна располагалась в одной из ключевых точек важных торговых путей того времени: Волжского торгового пути и водного хода на пространства Волго-Окского междуречья по рекам Дубне, Сестре и Яхроме. Вероятно, здесь осуществлялось таможенное освидетельствование товаров, перемещаемых по этим торговым путям. В связи с этим в Дубне весьма активно как снимали, так и ставили торговые пломбы. Главным образом, через Дубну осуществлялось движение товаров между Новгородом и Низовскими землями.
Свидетельством установки пломб местной администрацией являются найденные в Дубне свинцовые заготовки, подготовленных к использованию. Они выглядят как небольшие приплюснутые шарики или имеют округло-аморфную форму, их отличительная особенность – заранее изготовленное отверстие, через которое пропускались нити шнура, привешенного к документу, либо завязки на мешках или тюках. Этот свинцовый шарик расплющивали специальным инструментов, имеющим форму щипцов, на рабочих поверхностях которого были вырезаны изображения, характеризовавшие орган власти, применявший данную пломбу.
Многие пломбы, найденные в древней Дубне, вероятнее всего, имеют привозной характер – они поступили сюда с товарами, прибывшими из разных русских земель и княжеств. Изображение княжеской тамги или святого покровителя данного князя на пломбе свидетельствует о том, что она была поставлена органом власти, находившемся в административном подчинении у этого князя.
Нами учтено 47 свинцовых пломб и их заготовок, найденных в разные годы на размываемом участке культурного слоя городища Дубна, вдоль берега Волги. Большинство этих пломб было собрано в береговом обрыве Е.Ю. Крымовым. Также в число находчиков входят Д.Н. Борисов, И.А. Зинин и А.В. Дюпин. Половина изученных пломб хранится в фондах дубненского музея археологии и краеведения; остальные находятся в частных коллекциях.
Опираясь на разработанную С.В. Белецким систему мы можем следующим образом классифицировать изученные нами пломбы древнерусской Дубны. Согласно С.В. Белецкому (2001), за лицевую сторону (аверс) пломбы или вислой печати принимают ту ее сторону, на которой помещены символы властных полномочий лица или администрации, которые использовали данную пломбу. Обратной стороной (реверсом), соответственно, считается та сторонам, на которой помещены сведения, персонифицирующие это лицо или содержащие дополнительную юридическую информацию. При этом и обозначение властных полномочий, и персонификация осуществлялись посредством символического кода, построенного на основе христианской и, отчасти, сохранившейся с языческих времен родовой символики.
На основе анализа древнерусских актовых печатей С.В. Белецкий приходит к выводу, что изображение креста на печати свидетельствует о том, что она принадлежит лицу, которое обладает автономными властными полномочиями, не требовавшими при принятии решений дополнительных консультаций с вышестоящими органами власти. Изображение святого символизировало крестильное имя лица, имеющего отношение к скрепляемому печатью документу; могло также символизировать христианский храм или монастырь, посвященный данному святому.
Изображение княжеской тамги свидетельствовало о том, что печать принадлежала лицу, обладавшему полномочиями в пределах той территории или области права, на которые распространялась власть владельца эмблемы. Изображение на пломбах букв кириллического алфавита С.В. Белецкий считает пока не получившим должного объяснения. Здесь можно отметить встречающуюся гипотезу о том, что эти буквы несли в себе числовое выражение, связанное с функцией конкретной пломбы.
26 пломб из коллекции древнерусской Дубны, которые мы может классифицировать в соответствии с типологией С.В. Белецкого, распределяются по следующим типам:
Наиболее многочисленной является группа пломб, у которых на аверсе изображен крест, а на реверсе – святой. Эта группа полностью преобладает над всеми остальными: к ней относится 62% всех классифицируемых пломб.
Еще две группы, в которые входит относительно заметное количество пломб: изображение креста на аверсе и буквы – на реверсе; и изображение святого и на аверсе, и на реверсе – к ним относятся по 11% классифицируемых пломб. Еще более малочисленной является группа с изображением княжеской тамги («эмблемы») на аверсе и святого – на реверсе: к ней относится 8% классифицируемых пломб.
И, наконец, еще две группы включают в себя по 4% пломб: это изображение креста на аверсе и на реверсе; и группа изображение креста на аверсе и княжеской тамги («эмблемы») на реверсе.
По особенностям изображения все изученные кресты на дубненских пломбах можно разделить на следующие группы. Более всего в коллекции представлены шестиконечные кресты; в два раза реже встречаются четырехконечные кресты. В то же время все кресты можно разделить на обычные и процветшие: т.е. кресты, от основания которых в две стороны и вверх отходят линии, символизирующие виноградные лозы (пасхальный символ, широко распространенный в Византии и в Древней Руси).
При изображении святых чаще всего изображались их лики, реже делались погрудные изображения. В ряде случаев на изображениях святых видны нимбы, можно различить особенности внешнего иконографического облика. На трех изображениях видны элементы одежды.
В нескольких случаях на пломбах изображена княжеская «тамга» - родовой знак рюриковичей. В одном случае это тамга-тризубец, подобная тому символу, который мы видим на сегодняшнем гербе Украины. Еще в одном случае – это схожий с тамгой знак Y-образных очертаний. И на трех пломбах размещена тамга-двузубец. В одном случае у нее завершения зубцов плавно отогнуты наружу, в другом – завершения зубцов отогнуты наружу под прямым углом, и в третьем завершения зубцов, возможно, не вошли в оттиск на пломбе и не читаются.
Последние три тамги или, во всяком случае, те две из них, на которых ясно видны отогнутые окончания зубцов, могут быть сопоставлены с родовым княжеским знаком, известным как «тамга Мстислава Великого». На это впервые обратил внимание С.В. Белецкий в своем выступлении на заседании отдела славяно-финской археологии Института истории материальной культуры РАН в ноябре 2011 г. Мы полагаем такую интерпретацию этой тамги возможной, однако не единственно возможной. Насколько мы можем судить, идущая в научном сообществе дискуссия по вопросу о надежности и адекватности атрибуции различных вариаций княжеского знака рюриковичей тем или иным князьям всё еще далека от завершения.
Относительно предназначения домонгольских свинцовых пломб С.В. Белецкий и В.Л. Янин сходятся на том, что определенная часть пломб, несомненно, имеет непосредственное отношение к товарно-денежным отношениям: пломбы могли скреплять тюки с товарами, связки шкурок пушных животных, или утверждать т.н. «меховые деньги», о чем известно из сообщения Хамида ал-Гарнати. При этом часть пломб, скорее всего, привешивалась к письменным документам, выполняя функции небольших актовых печатей. Об этом свидетельствует тот факт, что находки сколько-нибудь значительного числа пломб, как правило, сочетаются с находками в тех же местах свинцовых актовых печатей: это касается находок пломб на Новгородском городище и по берегам Сиверсова канала, на Могутовском городище и в других местах, в том числе – в древнерусской Дубне.
Наряду с пломбами здесь, на том же участке культурного слоя размывающегося Волгой, было найдено четыре актовые печати XII – начала XIII в. и две заготовки для печатей.
Возможности домонгольских торговых пломб как исторического источника все еще недостаточно освоены в исторической науке. Надеемся, что продолжение их публикаций и исследований позволит сделать новые шаги в этом актуальном направлении.
Федор Петров, Лариса Пантелеева
Статья опубликована в газете «Вести Дубны», №14 (244) от 3 апреля 2014 г., с. 8, 17.
З павагай,Мiкалай Лiстапад