В 2004 году неподалеку от Ярополча-Залесского была найдена актовая вислая печать, у которой на одной стороне изображено Успение Пресвятой Богородицы, а на другой - крест и надпись по обеим сторонам в две строки IC XC ЦР СЛ (Иисус Христос Царь Славы). При беглом взгляде она напоминает вислую печать, описанную в статье М.В. Седовой "Сложение местной иконографии медного литья во Владимиро-Суздальской Руси" (в книге "Древности славян и Руси", М., 1988), что при осмотре сразу же отметил Андрей Кириллович Станюкович. Напомним, что в статье описывалась найденная в Суздале вислая печать, у которой на одной стороне было также изображено Успение,а на другой - Богоматерь в рост с младенцем и надписью на греческом языке. Печать была датирована по сопутствующим находкам (монеты) второй половиной XI века, и было выдвинуто предположение о ее принадлежности митрополиту переяславскому и епископу ростовскому Ефрему. Кроме того, в статье убедительно доказано, что по слепку с этой печати позже отливались иконки-привески, которые датируются первой половиной XII в.
Найденную в этом году печать вряд ли ее можно датировать тем же временем, что печать из Суздаля, поскольку город Ярополч был основан в 1135 г. К тому же единственное, что есть общего в печатях - это сцена Успения. Причем иконография этой сцены совершенно разная. На Ярополчской печати изображены двенадцать апостолов, а композиция обращена влево. На Суздальской печати - шесть апостолов, а композиция обращена вправо. Кроме того, первая композиция повторяет изображение на клейме суздальских Золотых Врат, а вторая - на иконе конца XII - начала XIII в. (см.: Чер-ный В.Д. Искусство Средневековой Руси, М., 1997).
Кому же могла принадлежать найденная под Ярополчем печать?
При Юрии Долгоруком в Ростове была восстановлена епархия и, возможно, она принадлежала ростовскому митрополиту. Тогда сцена Успения перекочевала на печать из Ярополча как дань традиции. Как известно, попытка Андрея Боголюбского, воздвигнувшего кафедральный Успенский собор, учредить во Владимире в 1169 г. независимую от Византии митрополичью кафедру провалилась. Кафедра была учреждена здесь лишь в 1214 г. при Юрии Всеволодовиче. Я склонен считать, что вислая печать из Ярополча относится именно к этому периоду. На такой вывод наталкивает как сцена Успения, соответствующая главному престолу кафедрального собора, так и русская (а не греческая) легенда на оборотной стороне печати.
В заключение привожу отзыв ведущего специалиста в области русской средневековой сфрагистики Петра Григорьевича Гайдукова, к которому я обратился за консультацией:
"Я специально не занимался этой проблемой, но думаю, что Вы правы в отнесении Вашей печати к началу XIII в. Печати XI - начала XII в. другие, более архаичные и все они с греческими легендами. Ваша печать более поздняя. И находка ее под Ярополчем тоже это подтверждает. П. Гайдуков."
Автор выражает свою признательность
А.К. Станюковичу за помощь при работе над статьей,
Ю. Клочкову за предоставленные материалы
и П.Г. Гайдукову за присланный отзыв.
ВАСИЛИЙ КОРШУН
http://kvest-kite.narod.ru/k/vis/vis.html