Fish hunter, Добрый день! Отвечаю на Ваши вопросы, чтобы была ясна вся история.
Крест и две фамилии на его табличке означают следующее: это место где погребены двое мужчин: Крикунов Фёдор (отец) и Крикунов Григорий (его старший сын). Эти люди мои прямые родственники из прошлых поколений. Фёдор Бенедиктович – мой прадед, а Григорий Фёдорович дед. Мой отец Иван Григорьевич Крикунов (1910 г.р.) похоронен в г. Тирасполе (Молдавия, ПМР). По родословной, я - Крикунов Владимир, его сын (1951 г.р.).
Мой прадед Фёдор, в начале ХХ века пользуясь развернутой в России компанией по продаже земли и заселению Крыма, взял целевую ссуду в одном из банков России и купил земельный участок площадью в 100 га в Бахчисарайском районе Крыма. Сохранились семейные воспоминания, что земля была куплена у некого обрусевшего грека. Занявшись более детальными исследованиями этого вопроса, я предположил, что речь идет об участке на земле бывшего имения Ксенофонта Равелиоти, земли которого располагались как раз вокруг села Актачи, нынешнее село Фурмановка.
Участок располагался примерно в 3-4 км выше от села Фурмановка. В 1912 г. прадед Фёдор перевез на новое местожительство свою большую семью: жену, пятерых взрослых сыновей, четыре дочери, и жену старшего сына Григория с детьми, сыном Иваном (мой отец) и дочерью Александрой. Так в Бахчисарайском районе, в дикой и сухой степи, было создано хуторское крестьянское хозяйство, ставшее со временем хорошо известным в округе. Местные жители дали этому хозяйству и местности где оно располагалось название «Крикуны», объединив в одном названии и фамилию хозяина хутора, и принадлежащей ему участок земли. Если смотреть по разным картам расположение этого участка, то на нем можно заметить характерный холм, где сегодня находятся какие-то технические сельскохоз постройки. В те давние времена на этом холме, моим прадедом Фёдором Крикуновым были построены хозяйский дом и прочие строения. На сегодня, этот дом и все строения уже стерты под уровень земли. Если с тыльной стороны креста посмотреть на открывающуюся низину, то перед Вами откроется красивая земля моего прадеда. С этого же места хорошо виден и холм, где в те времена располагался хозяйский дом.
Фёдор был прогрессивным человеком для своего времени. У него уже был опыт организации сельхоз работ. Он был достаточно образован, сам изучал специальную литературу, а на хутор выписывал свежие газеты и журналы, которые получал из Севастополя. Все дети у Фёдора были грамотными. Младшего сына и внуков Григория он устроил, на учебу в Бахчисарае, соответственно в гимназию и школу.
Со временем, благодаря упорному и тяжелому труду моих предков, в засушливой степи было создано крепкое хозяйство, которое стало очень популярным и притягательным среди жителей ближайшей округи. К Фёдору потянулись люди: кто за новостями, кто за помощью, кто за советом. Хозяйство производило качественные сельхозродукты: зерно, сливочное масло, мед, яйца и т.д. и успешно реализовало продукцию на рынках Бахчисарая и Севастополя.
Такова краткая история возникновения в Бахчисарайском районе хутора «Крикуны». Полноценная жизнь на хуторе длилась недолго с 1912 г. по 1928 г..
Вся история жизни Фёдора Бенедиктовича Крикунова и его семьи достаточно трагична. В 1917 г. он полностью выплатил банку ссуду за землю с набежавшими процентами и стал единоличным собственником земли. Грянувшие впоследствии революция 1917 г. в России, гражданская война в Крыму, белые, красные, советские преобразования, коллективизация, свели на нет усилия Фёдора по сохранению хутора. Советская власть отобрала у его семьи все: землю, инвентарь, скот и прочее имущество.
В то время Фёдор был уже не молод, а начинать все с начала, сил уже не было. Последнее что его скосило – смерть старшего сына Григория Крикунова, который воевал в первую мировую, был ранен снарядным осколком, который врачам извлечь не удалось. Григорий умирает в 1929 г. Фёдор Бенедиктович с женой Григория - Пелагеей и детьми хоронят Григория на земле хутора «Крикуны», на высоком склоне под ветвями крымского дуба.
Вскоре заболел и сам хозяин хутора Фёдор Крикунов. Он, не выдержав быстроменяющихся изгибов жизни и удрученный смертью старшего сына, скоропостижно умирает в 1929 г.. Оставшиеся на хуторе «Крикуны» родственники похоронили Фёдора рядом с могилой старшего сына.
После смерти хозяина, на хуторе «Крикуны» остались его старшая невестка Пелагея Крикунова, - жена умершего Григория и четверо её детей. Мой отец Иван Григорьевич Крикунов был старшим сыном. Судьба не пощадила этих людей, а советские репрессии тех лет их не миновали. Пелагея и ее сын Иван по доносу были арестованы в 1929 г., высланы в Россию, в Пермский край, в трудовой лагерь на лесозаготовки, а честно если сказать, то практически на верную гибель. Остальных младших детей чудом удалось сохранить, предварительно раздав их до ареста матери и брата ближайшим соседям. Таким образом, хутор «Крикуны» в 1929 г. полностью обезлюдел и прекратил свое существование. Бесхозность и банальное разворовывание чужого имущества привели к почти полному разграблению и разрушению построек хутора.
Место погребения Фёдора Бенедиктовича Крикунова расположено на склоне, с которого открывается прекрасная панорама крымской земли, земли, которая стала для Фёдора родной только на очень короткое время. С места захоронения, хорошо виден холм, на котором располагались строения хутора «Крикуны», последнего дома Фёдора, так и не принесший ему душевного спокойствия, материального достатка и спокойной старости.
После того как семья Крикуновых покинула хутор, вся крикуновская земля была передана в пользование местному колхозу. Полуразрушенные хозяйские строения хутора на холме, некоторое время обозначались как и Полевой стан (Пол. ст.), а позже машинно-тракторная станция (МТС). Обозначение этого места как Пол. ст. и МТС, можно и сегодня найти на старых советских картах Бахчисарайского района. Последние остатки строений крикуновского хутора были уничтожены в конце 70-х годах прошлого века.
В наше время, единственным свидетелем былой истории остался лишь уникальный крикуновский колодец с чистой и холодной питьевой водой, который выкопал мой прадед Фёдор со своими сыновьями: Григорием, Афанасием, Василием, Иваном и Демьяном. Он хорошо сохранился и функционирует до настоящего времени. Если ехать на место хутора со стороны Фурмановки вверх, то дорога проходит прямо посредине Крикуновского холма, и при съезде с него примерно через метров 250, справа, прямо у дороги, есть небольшая, окружная кустарником утоптанная народом площадка, на ней и расположен этот колодец. Колодец хорошо обустроен, у него есть крыша, ворот, цепь и ведро. В жаркий день можно остановиться, попить воды и добрым словом помянуть его бывших владельцев.
Много лет спустя, потомки Фёдора и Григория по крупицам восстановили историю жизни этих людей. Мы нашли место их захоронения и как знак светлой памяти о своих предках установили маленький православный крест на месте погребения. И что самое поразительное, что на этих двух, уже вросших в землю могилах еще до недавнего времени, еще до установки креста, изредка появлялись букеты полевых цветов.
И хоть хутора «Крикуны» давно уже нет, а людская память о нем и живших на этой земле людей, тоже стерлась, следы некогда проживающей на хуторе семьи с фамилией Крикуновы сохранились в географических названиях на современных картах. Это и сама местность, где проживала семья Крикуновых, сегодня называется в народе «Крикуны», и молодые озера, которых в те давние времена еще не было, тоже называются «Крикуны», а чуть выше озер по карте расположена пологая низина с близким названием Крыкунская балка. Вот такая история одного маленького креста установленного у старых могил, и одной семьи, некогда проживавшей на этой прекрасной земле.
С уважением, Крикунов В.И.
+ алексус, Server_Mm, Oleg1968, bozon khiggsa, avers75, Ежик, cosmos80, kamrad82, Running Wild, sany41, Sailor, sto1, alexcom, Shurf, Stas78, Стыч, maicolsons, Gera-simf, sigun, Fish hunter, Amaty, Morak Papay