1. Обессоливание железа необходимо для того, чтобы вывести из его пор те соли, которые и вызывают ржавление. Если этого не сделать - клинок обречён. Через год или через десять лет начнёт помаленьку разваливаться. Делается это длительным вымачиванием в щёлочно-сульфитном растворе:
http://art-con.ru/node/1422
Более простая тара описана здесь:
http://domongol.org/viewtopic.php?f=25& … 04#p144181
Вымачивать надо около полугода с тремя сменами раствора. Если акинак прошёл термообработку, то время это можно существенно сократить.
2. После обессоливания ржавчины станет ещё больше, но это не беда. По хорошо высушенному предмету надо тщательно пройтись жёсткой щетинной кисточкой, смоченной бензином-калошей, то есть чисто механически убрать основное количество красно-жёлтого порошка.
3. Тонирование таннином сделает акинак равномерно чёрным, или тёмно серым с холодным синеватым оттенком. Остатки ржавчины тоже будут перекрашены. Это стандартная музейная методика обработки железа, но выполнить её грамотно не так-то просто. Описание метода здесь:
http://archekon.com/forum/viewtopic.php?f=49&t=148
4. Консервация раствором синтетического воска Cosmoloid H-80 в бензине-калоше:
http://www.archekon.com/eisen/beschichtung.htm
Необходима для защиты железа от проникновения в поры новых порций вредных солей - с рук, от пыли, брызг и т.п. Если нет этого самого Cosmoloida, то можно заменить его обычным Мовилем, но никто не знает, что теперь в него суют... Перед консервацией предмет надо очень тщательно сушить несколько часов при температуре 120°. После пропитки высушить и ещё раз прогреть до 120°. Затем убрать излишки воска с поверхности тряпочкой. Всё - экспонат готов...