последнее фото от сюда.
http://www.kerch.com.ru/articleview.aspx?id=86949
Клейма бывают и на кирпичах.
В Российской империи в середине ХІХ века, в связи с началом массового каменного строительства, были приняты «Правила выделки кирпича на казенных и частных заводах» (1847 г.). Согласно им, владельцы заводов на каждом изготовленном кирпиче должны были ставить свое клеймо, которое выжимали на сырце при его формировании или сушке.
Каждый производитель нёс ответственность за свою продукцию (в таком случае при разрушении здания по причине некачественности кирпича можно было с легкостью определить на каком заводе он был произведен).
Попался Имперский кирпич с клеймом ФЗ , раньше не обращал на них внимания этот приглянулся .
Произведен на кирпичном заводе, при бывшей Фанагорийской крепости в станице Таманской Темрюкского уезда на Кубани.
Продукция отправлялась на строительство Павловской крепости в Керчь.
На 1875 год работало 42 человека, выпускалось до 500000 кирпича.
Найден в пригороде Керчи под названием Солдатская слободка.
Еще про кирпичи.
Дороговизна феодосийского кирпича и мелкое местное производство не могло удовлетворить потребности стройки. Поэтому, поиски сырья для устройства казённого кирпичного завода в Керчи продолжались, и дали обнадёживающие результаты. В 1860 году были найдены подходящие песок и глина в «Еникальской местности». Кирпичи, изготовленные из этой глины, при испытании выдержали давление до 50 пудов на кв. дюйм. В 4 верстах к западу от Катерлеза тоже найдены были запасы подходящей глины. Кирпич из этой глины получался легче и светлее и выдерживал давление до 52 пудов. Позднее, в XX веке, в городе строится кирпичный завод, работающий на местном сырье. А в 1861 году от строительства кирпичного завода в Керчи военные инженеры отказались. Одна из причин - дороговизна сухопутной доставки кирпича в строящуюся крепость. Выдвигается и вскоре осуществляется проект строительства казённого кирпичного завода на восточном берегу пролива, вблизи бывшей Фанагорийской крепости. Четырнадцать километров морского пролива в те времена не разделили, а объединили берега, служа выгодным транспортным путём. Проектом предусматривалось использовать в качестве топлива тростник, в достатке растущий в прибрежных лиманах вдоль косы Чушки. Заготовлявшийся казаками камыш стоил 5 рублей за кубическую сажень, и на обжиг 1 тысячи кирпича тратилось 2 таких сажени. На проектируемом заводе в протяжении шести лет планируется «выделать» 40 миллионов кирпичей, что, по расчётам, позволяло окупить строительные затраты, включая и стоимость приобретавшегося для перевозки кирпича парохода и 5 барж. Стоимость кирпича доставленного на место строительства возрастала до 17 рублей 97 копеек за тысячу, т.е. по цене за штуку он приближался к Феодосийскому. Но Фанагорийский кирпич был значительно крупнее по размерам, а значит и существенно дешевле. По-видимому, завод был хорошо оснащён специальными станками и механизмами, в том числе и формовочной машиной. Это подтверждает качество казённого кирпича с чётким клеймом «ФЗ». Кирпич в 60 – 80 годах в крепость, как свидетельствуют документы, в достатке поступает с Фанагорийского казённого завода. Из него построены своды многих казематов крепости. Завод успешно используется инженерным ведомством до 1883 года. С окончанием строительства крепости, потребность в кирпиче снижается, и казённый кирпичный завод выставляется на продажу.
Источник: http://www.kerch.com.ru/articleview.asp … ;MODE=FULL
© KERCH.COM.RU
Огромная коллекция клейм разных губерний и иностранных есть на сайте В. Смирнова, целиком посвященном кирпичным клейма.
http://www.v-smirnov.ru/coll.htm
подарили интересную книжку.1998 года.некоторые фото.
христианская символика на позднеримскойкраснолаковойкерамике боспора и херсонеса.
Чтобы висящая над дверью подкова приносила удачу, надо вкалывать как лошадь!