Куба⇓ сказал:Посмотрите статью И.В. Соколовой "К
Спасибо за ссылку.
Просмотрел статью Соколовой. В сущности, вся она построена на одном факте: херсонские фоллисы совершенно точно выпускались при Маврикии, ибо на них есть имя этого императора. И если оставаться на этой почве, то изображение именно Феодосия выглядит совершенно логично. Папа, мама и сын, всё на месте, всё гармонично. И четыре группы чеканки - тоже всё вполне обоснованно.
Вопрос в том, что литература вопроса дает и иную версию датировки, более широкую: от Юстина II до Фоки и, возможно, до Ираклия (тут уже не ясно). Ведь бОльшая часть подобных монет вовсе не несет имени Маврикия. А чеканке времен Ираклия, по этой версии, принадлежит лишь треть/четверть херсонских фоллисов и полуфоллисов, т.е. только те, что выпущены с его именем. Резон тут тоже есть, поскольку вес у разных серий фоллисов Херсона варьирует в широких пределах. В это случае видеть в одиночной фигуре Феодосия Маврикиевича - нонсенс. Как минимум, при Фоке никто не стал бы чеканить изображение врага действующего императора. Возможны варианты: если херсонские фоллисы чеканились до и после Маврикия, то одиночная фигура -- не Феодосий. Тогда - кто? Св. Андрей-апостол? Св. Капитон Херсонский? Св. Еферий Херсонский? Св. Василий Херсонский? Св. Климент? Просто архиерей Херсонеса? Св. Капитон как раз очень хорошо подходит...
Думаю, разгадку следует искать в иконографии изображения: кто вообще в Империи изображался с хризмой, нимбом и в свободных одеждах (нечто хитонообразное)? Наследник престола, государь, святитель, архиерей, святой, но не архиерей, - кто? Понимание этого многое дало бы. Надо исследовать, если, конечно, уже нет готовых исследований, но тут я профан, иконография - вне сферы моих знаний. Возможно, кто-то из уважаемых экспертов подскажет.